Прослушал проповедь Дениса Самарина https://www.youtube.com/watch?v=HviF6ZiSDMs моего давнего знакомого по МСЦ ЕХБ. Очень рад Денис читает и в проповеди применяет труды отцов церкви. Видны подвижки в этом вопросе в братстве что очень радует. Молюсь о моих братьях и сестрах чтобы Господь благословил их и направлял на путь истинный. 

В  начале своей проповеди Денис задает вопрос чем отличается вечеря в братстве МСЦ ЕХБ от вечери которую совершала церковь в то время как описывает Иустин Мученик.

Я нашел 7 отличий. Если интересно то почитайте.

Денис приводит отрывок из В 65-67-й глав  I Апологии Иустина Мученика:

«65 гл. После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братиям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других, повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познавши истину, явиться и по делам добрыми гражданами и исполнителями заповедей, для получения вечного спасения. По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братий приносится хлеб и чаша воды и вина; он, взявши это, воссылает именем Сына и Святого Духа хвалу и славу Отцу всего и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого. После того, как он совершит молитвы и благодарение, весь присутствующий народ отвечает: аминь. Аминь — еврейское слово и означает: да будет. После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщиться Хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды и относят к тем, кто отсутствует.

66 гл. Пища эта называется у нас Евхаристией, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение и живет так, как передал Христос. Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питие; но, как Христос Спаситель Словом Божиим воплотился и имел Плоть и Кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву Слова Его и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть — как мы научены — Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса. Ибо апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями, предали, что им было так заповедано: Иисус взял хлеб, и благословил, и сказал: это делайте в Мое воспоминание, это есть Тело Мое; подобным образом Он взял чашу, и благодарил, и сказал: это Кровь Моя, и подал им одним. То же самое злые демоны из подражания научили и в таинствах Митры; ибо, как вы знаете или можете узнать, — при посвящении вступающего в таинства предлагается там хлеб и чаша с водою.

67 гл. С того времени мы между собою всегда делаем воспоминание об этом. И достаточные из нас помогают всем бедным, и мы всегда живем заодно друг с другом. За все получаемые нами благодеяния мы прославляем Создателя всего чрез Сына Его Иисуса Христа и чрез Святого Духа. В так называемый День Солнца бывает у нас собрание в одном месте всех живущих по городам или селам; и читаются сколько позволяет время сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитвы, тогда, как я вам сказал, приносятся хлеб и вино и вода, и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом «аминь», и происходит раздаяние каждому и приобщение Даров, над коими совершено благодарение, а к отсутствующим они посылаются через диаконов. Достаточные же и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное хранится у предстоятеля; а он имеет попечение о вдовах и сиротах, о всех нуждающихся по болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о странниках издалека, вообще, печется о всех, находящихся в нужде. В День же Солнца мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых. Распяли Его накануне Сатурнова дня, а в день после Сатурнова дня, т.е. в день солнца, Он явился апостолам Своим и ученикам и преподал им то, что представили мы и на ваше усмотрение».

Но для ясности этого отрывка давайте еще посмотрим на отрывок из «Разговора с Трифоном Иудеем» (41 гл.).

41 гл. «Разговора с Трифоном»: «И приношение пшеничной муки, государи мои, продолжал я, — которую велено было приносить за очистившихся от проказы, было прообразом хлеба Евхаристии, который заповедал приносить Господь наш Иисус Христос в воспоминание страдания, подъятого Им за людей, очищающих свои души от всякого греха, а вместе для того, чтобы мы благодарили Бога, так за то, что Он сотворил для человека мир и все, что в нем находится, так и за то, что Он освободил нас от греха, в котором мы были, и совершенно разрушил начальства и власти чрез Того, Который сделался страждущим по воле Его. Посему–то Бог о жертвах, которые вы тогда приносили, говорит, как я прежде сказал, чрез Малахию, одного из двенадцати пророков: «нет расположения Моего к вам, говорит Господь, и не приму ваших жертв из рук ваших: потому что от восхода солнечного до запада имя Мое прославлено между народами, и на всяком месте фимиам и жертва чистая приносится имени Моему, ибо имя Мое велико между народами, говорит Господь, а вы его оскверняете» (Мал. 1:10–12). О жертвах же, которые мы — язычники приносим на всяком месте, то есть о хлебе Евхаристии и также о чаше Евхаристии, еще тогда Он предсказывает, присоединяя, что Его имя мы прославляем, а вы оскверняете.».

 

1) Первое и самое главное отличие евхаристии в братстве МСЦ ЕХБ от евхаристии которую описывает Иустин Мученик это то что Иустин Мученик и церковь в то время, понимали что на евхаристии хлеб и вино над которыми совершено благодарение через молитву Слова Его – становятся Телом и Кровью Христа. Это видно:

А) Из его слов самого Иустина Мученика: «Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питие; но, как Христос Спаситель Словом Божиим воплотился и имел Плоть и Кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву Слова Его и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть — как мы научены — Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса. Ибо апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями, предали, что им было так заповедано: Иисус взял хлеб, и благословил, и сказал: это делайте в Мое воспоминание, это есть Тело Мое; подобным образом Он взял чашу, и благодарил, и сказал: это Кровь Моя, и подал им одним. То же самое злые демоны из подражания научили и в таинствах Митры; ибо, как вы знаете или можете узнать, — при посвящении вступающего в таинства предлагается там хлеб и чаша с водою».

Б) Сравнении с культом митры Диониса в котором считалось что вино это кровь сатира

«Иисус взял хлеб, и благословил, и сказал: это делайте в Мое воспоминание, это есть Тело Мое; подобным образом Он взял чашу, и благодарил, и сказал: это Кровь Моя, и подал им одним. То же самое злые демоны из подражания научили и в таинствах Митры; ибо, как вы знаете или можете узнать, — при посвящении вступающего в таинства предлагается там хлеб и чаша с водою.»

В) Его понимание было мейнстримом в то время так как из у того же Игнатия Антиохийского, Тертуллиана, Иринея Лионского и т.д. мы узнаем что церковь так верила тогда везде повсеместно.

В братстве же так как и во всем баптизме не считают что хлеб и вино действительно становятся на вечере Телом и Кровью Христа а понимают что это символы указывающие на то что было совершено Христом когда то на Голгофе . Это в корне меняет значение вечери!!!

2) Второе отличие: Евхаристию могут как и например то что участвовать в вечери могут только крещаемые, совершать только предстоятель а раздавать Диакон. Предстоятель же – епископ из всех источников того времени мог быть только рукоположенный от самих апостолов!

Это видно из:

А) Слов Самого Иустина Мученика что предстоятель возносит молитвы и преломляет а дьяконы раздают. Остальным же разносится по домам, то есть сами дома не могут совершить вечерю люди

«Потом к предстоятелю братий приносится хлеб и чаша воды и вина; он, взявши это, воссылает именем Сына и Святого Духа хвалу и славу Отцу всего и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого. После того, как он совершит молитвы и благодарение, весь присутствующий народ отвечает: аминь. Аминь — еврейское слово и означает: да будет. После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщиться Хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды и относят к тем, кто отсутствует«.

«Когда же окончим молитвы, тогда, как я вам сказал, приносятся хлеб и вино и вода, и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом «аминь», и происходит раздаяние каждому и приобщение Даров, над коими совершено благодарение, а к отсутствующим они посылаются через диаконов.»

Б) Из других источников того времени.

А в баптизме многие церкви считают что может каждый совершать. Либо как в братстве Евангельских Христиан Баптистов те кого группа христиан избрала сама без рукоположения от самих апостолов .

3) Третье отличие это то что Иустин Мученик понимал вечерю как жертву которое приносит собрание Богу

Это видно:

А) из сравнения с жертвенными оргиями митры Диониса где таким образом приносились жертвы

Б) В разговоре с Трифоном Иудеем он явно говорит об этом.

«Посему–то Бог о жертвах, которые вы тогда приносили, говорит, как я прежде сказал, чрез Малахию, одного из двенадцати пророков: «нет расположения Моего к вам, говорит Господь, и не приму ваших жертв из рук ваших: потому что от восхода солнечного до запада имя Мое прославлено между народами, и на всяком месте фимиам и жертва чистая приносится имени Моему, ибо имя Мое велико между народами, говорит Господь, а вы его оскверняете» (Мал. 1:10–12). О жертвах же, которые мы — язычники приносим на всяком месте, то есть о хлебе Евхаристии и также о чаше Евхаристии, еще тогда Он предсказывает, присоединяя, что Его имя мы прославляем, а вы оскверняете».

В) Церковь в то время как мы видим из разных других документов понимала Евхаристию как жертвоприношение

А в братстве МСЦ ЕХБ как и во всем баптизме этого даже многие не знают и не понимают что это такое. И учение что мы на на каждой евхаристии приносим жертву Богу в баптизме считается еретическим.

4) Четвертое отличие это то что Евхаристия так как она считалась центром Богослужения и проходила в конце будучи как бы апогеем собрания и считалась важнейшим священнодействием — совершалась каждое воскресенье.

Это видно из:

А) Слов: «В так называемый День Солнца бывает у нас собрание в одном месте всех живущих по городам или селам;» День солнца это — воскресенье.

б) из других источников того времени

5) Пятое отличие что это то что Иустин Мученик пишет что вечерю преподают тем кто в крещении омылся от грехов и возродился.

«После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие»,

«Пища эта называется у нас Евхаристией, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение и живет так, как передал Христос.»

В МСЦ ЕХБ же крещение не считается омовением грехов и что в нем происходит возрождение. Все это происходит по вероучению братства в покаянии.

6) Приветствие было перед вечерей а в МСЦ ЕХБ в конце.

 

7) Ну седьмое что дары могли раздаваться и разносится по домам.

 

Благослови Господь Дениса и братство правильно понимать значение вечери Господней чтобы оно было таким же как и в первой церкви.