Поступил вопрос, можно ли называть служителей или духовных попечителей отцами, учителями или наставниками? Ведь написано, что:
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Мтф. 23.8.

Отвечая на этот вопрос, хочу по этому поводу высказать несколько мыслей:

1) Во-первых важно понимать что для того чтобы толковать Библию правильно надо не вырвать стихи и не толковать их по отдельности, а видеть их место во всем Писании.
Иначе из нас будут такие толкования, как например у таких толкователей которые говорят: «написано ведь что «когда творишь милостыню то левая рука, пусть не знает что делает правая». Поэтому нельзя передавать пожертвования левой рукой.
Ну то есть вот такие самые «дикие» толкования.
Поэтому и эти и другие тексты нужно всегда рассматривать в контексте всей Библии.

2) Во-вторых из всего Писания мы видим следующее:

Как и в Ветхом Завете так и в Новом Завете верующие и Апостолы называли сами и назывались отцами и учителями в духовном и душепопечительном смысле.

В Ветхом Завете:

Пророк Елисей называл Илию отцом

Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! 4 Цар 2:12

В Новом Завете:

Мы читаем как Апостол Иоанн называет христиан своими детьми считая себя духовным отцом. В своих посланиях он не раз будет употреблять это выражение:

Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. 3. Иоан. 1.4

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 1 Иоан. 2:1

Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. 1 Иоан. 2:28

Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. 1 Иоан. 3:7

Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. 1 Иоан. 3:18

Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. 1 Иоан. 4:4

Дети! храните себя от идолов. Аминь. 1 Иоан. 5:21

Также он явно называет и духовными отцами:

пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. 1. Иоан. 2:13

Неужели Апостол Иоанн нарушал заповедь Христа? Или эти тексты надо выкинуть из Библии?

 

Также и Апостол Павел называет своим сыном Тимофея. Конечно же Тимофей не мог быть никак физически сыном Апостола Павла. Имеется ввиду что Тимофей духовное дитя Павла а сам Апостол  был духовным отцом Тимофея:

Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. 1 Тим. 1:2

Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин 1 Тим 1:18

Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом 2 Тим. 2:1

Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин 1 Тим. 1:18

 

Также Апостол Павел называет сыном Тита:

Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. Титу 1. 1-4

 

Также Апостол Павел называет сыном Онисима:

прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: Фил. 1:10

А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. Фил. 2:22 

 

Дальше мы читаем как Апостол Павел тоже не раз сравнивая называет себя отцом. Он явно считал себя и называл духовным отцом родившим Коринфян.

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием 1 Кор. 4.15

Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. 2 Кор. 12.14

В равное возмездие, — говорю, как детям, — распространитесь и вы. 2 Кор. 6:13

И Фессалоникийцев:

потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, 1 Фес. 2.11

И Галлатов:

Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Гал. 4:19

 

Также сам Христос называл отцом и учителями:

В притче о Богаче и Лазаре Он называет Авррама отцом:

когда богач увидел на небесах «Авраама и Лазаря на ложе его» и обратился к Аврааму: «отче Аврааме!»,

тот не ответил

«Разве ты не знаешь, что только бог Отец может быть назван Отцом?» Наоборот, он сказал: «Чадо! Вспомни» (Лк. 16:20—31).

Никодима Иисус называет учителем:

Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Ин 3:10

Неужели Христос учит одному а делает другое?

 

Учителями называли:

Евангелист Лука:

Он пишет что в Антиохийской церкви определенные люди назывались «пророками и учителями»

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. (Деян.13:1).

 

Апостол Павел сам себя назвал:

для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников. 2 Тим. 1. 11

для которого я поставлен проповедником и Апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и истине. 1 Тим.2:7

 

Также Апостол Павел говорит что одних в церкви Господь поставил Учителями:

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями Еф. 4:11

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во— вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 1 Кор. 12:28

Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? 1. Кор. 12:29

Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Евр. 5:12

Не может же Господь противоречить сам себе, запрещая называться учителями но при этом поставлять учителей в церкви.

 

Также называли наставниками:

«Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием 1 Кор. 4.15

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Евр 13:7

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших Евр. 13:17

Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Евр. 13:24

То есть мы видим что во всех этих текстах верующие и Апостолы называли и назвались отцами и учителями и наставниками. Выходит они что нарушали повеление Господне?

3) В третьих,  в протестантских церквах рукополагают на учителей церкви.

Рукапологают а  потом так и говорят «это у нас пресвитер» а это у нас «учитель церкви».

Тогда выходит что такие христиане сами нарушают заповедь Христа а других за тоже самое что они делают осуждают. Ведь написано что наравне с отцами «учителем не называйте никого».

4) В четвертых, будучи в протестантизме также есть понятия духовного отцовства и учительства.

Я не раз слышал как верующие говорили примерно так «для меня этот служитель как отец», или «я считаю этого служителя своим духовным отцом», «этот служитель заботится о церкви словно отец» .

В проповедях звучат мысли «сохраним наследство отцов»,  «Не передвигай межи давней которые провели отцы твои» и явно слово «отцы» относят к основателям своих церквей.
Короче в протестантизме тоже есть понимание духовных отцов и учителей. А это тогда тоже является прямым нарушением повеления Христа.

5) В пятых каждый из нас называет своих земных родителей отцами а в школе, учебных заведениях преподавателей — учителями.

Выходит тогда что все христиане нарушают заповедь Христа ведь Он ясно говорит «отцом и учителем не называйте никого«. Никого значит тогда вообще никого.

6) В шестых, меня всегда возмущает что некоторые верующие, которые знают Писание «по вершкам» начинают думать что они все поняли а все вокруг дураки и ничего не знают.

Неужели вы думаете что те епископы и служители которые решали на соборах церкви сложнейшие вещи такие как учение о Троице, природах Христа, о волениях в Троице и многие другие вещи о которых вы даже не слышали, что те которые будучи монахами только и делали что изучали Библию и написали толкования почти на все книги Писания — не читали эти слова Христа и поэтому думали что называть отцами и учителями служителей и душепопечителей можно?

Такие верующие как мне представляется, бывают очень похожи на горделивого школьника который приходит в первый класс, и видя что перед не меньше чем академики гнёт пальцы и ковыряясь в носу говорит: я всё знаю и мне не нужно то что вы тут говорите и пишите, чему вы учите, все вы ошибаетесь а я знаю как правильно. Ну то есть вы все дураки ничего не знаете а я тут вам сейчас стишок из Библии один покажу и станет ясно что вы все тут глупые и заблуждаетесь и не видели этого стишка.
Такое поведение явно от гордости, возникающей от дремучего невежества.

Поэтому из проведенного нами анализа мы должны сделать выводы: либо надо все это убрать: выкинуть тексты из Библии, убрать понимание Апостолов, убрать практику православной католической и протестантской церкви, либо все таки попробовать понять что же хотел сказать Христос?
А может быть противники называния «отцами и учителями» неверно истолковали повеление Христа и вводят в заблуждение своих прихожан ?

О том что же означали слова Христа есть несколько мнений. Давайте посмотрим на них:

Первое мнение заключается в том что Христос запретил называться отцами и учителями в смысле, как родоначальников и придумавших христианское учение. То есть в высоком смысле.

Дело в том еврейские раввины – учители, нередко организовывали свои школы и там преподавали свое учение. Эти школы так и назывались – школа Гамалеила, школа Авива и т. д. Их последователи называли своих учителей отцами- родоначальниками и учителями в том смысле что они изобрели или придумали это учение. Раввины любили слышать о себе такую молву и им нравилось когда о них говорили в таком смысле. Это и осуждает Христос : любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! Матф. 23. 6-7

Христос говорит что учение Мое дано вам подлинным Отцом от которого именуется всякое отцовство. Также это учение не ваше ибо один у вас учитель Иисус.

Поэтому если служителя или душепопечителя называть отцом, учителем, наставником не в смысле родившего христианское учение, не в смысле придумавшего учение учителя то конечно же это не будет грехом. Поэтому ни Апостол Иоанн, ни Апостол Павел не делают ошибки говоря о себе и о других как об отцах , учителях и наставниках.

Второе мнение что Христос имел ввиду что ученики то есть 12 апостолов не должны между собой себя так называть.

Этим как бы Христос показал им что все они равные между собой и никто из них не больше другого. Это понимание разбивает учение о главенстве Папы и показывает, что все апостолы а после них епископы равны между собой.

Вот такие два мнения есть для понимания слов «не называйте никого отцами, учителями или наставниками».

Поэтому изучайте Писание, называйте своих душепопечителей и служителей отцами, учителями или наставниками и не занимайтесь дремучими толкованиями. Благослови Бог!