Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их переизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель 2 Кор. 8. 1-3
Апостол Павел, написав Коринфской церкви письмо, свидетельствует им о добром примере церквей Македонии. Он говорит, что эти верующие имеют благодать Божью. Разве это не лучшее свидетельство о состоянии церкви? Мне вспоминается другой случай. Помните, когда после сильных гонений в Иерусалиме, верующие – члены Иерусалимской церкви рассеялись. Некоторые из них пришли в город Антиохию и стали жить там. Но вскоре произошло удивительное. Началось пробуждение, образовалась церковь. Они впервые стали называться христианами. Когда об этом узнали Апостолы в Иерусалиме, то решили послать к ним братьев что бы узнать, что там происходит. Апостолы выбрали Варнаву который был добрым мужем и сыном утешения. Возможно поэтому они и выбрали его, понимая, что если пойдет Варнава то он точно сможет оценить ситуацию. Когда Варнава пришел в Антиохию , то наверное побыл у них на собрании, попропаведывал. А потом его пригласили побыть у них дома. И находясь там в далекой от Иерусалима Антиохийской церкви, Варнава что- то увидел. Но что же это было? Написано что он увидел благодать Божью и возрадовался.
Мы находим здесь то же то что Апостол Павел хорошо зная Македонские церкви свидетельствует что они тоже имеют этот великий дар – Божью благодать.
Когда я читал эти слова , то у меня возникло два вопроса. Первый вопрос : что же такое было в Антиохии, и церквах Македонских из чего Варнава и Апостол Павел смогли увидеть благодать Божью? И второй вопрос: если бы Варнава или Апостол Павел оказались бы у нас в церкви, побыли бы дома в гостях, то увидели ли они бы благодать Божью или нет?
Но давайте посмотрим, о чем свидетельствует Апостол Павел, и по каким признакам он увидел благодать.
Первый признак, который увидел Апостол Павел — это радость в скорбях.
Потому что они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью- пишет он. Македонские церкви с самого начала своего духовного пути, подверглись жесточайшим гонениям. Сам Апостол Павел и Сила были избиты за благовестие в Филиппах и брошены в темницу. Затем они пришли в Фессалоники. Когда они проповедовали в Фессалониках находящиеся там иудеи, возбудили против них народ. Движимые ревностью ревнители закона Моисеева повлекли Иассона, по видимому помогавшего им к городским начальникам. Не желая подвергать служителей опасности местные братья ночью препроводили Павла и Силу в Верию. Но когда об этом узнали Фессалоникийские иудеи то пошли туда что бы и там возбуждать народ и противостоять Павлу. Апостол и Сила ушли дальше , но верующие македонских церквей остались . Трудно даже представить каким скорбям подвергались они. Мы читаем что они были великими. Но при этих трудностях, и страданиях, христиане Македонии имели радость. Среди великого испытания, то есть, испытываясь обстоятельствами, они не перестали радоваться в Господе . Это и было свидетельством что Бог и Его благодать пребывает с ними. Ведь как можно не унывать когда все вокруг рушиться, и скорби посещают нас если мы не имеем опоры . Только в Боге успокаивается и получает подкрепление наша душа. Люди этого мира всегда удивлялись, что там, где другие унывали, христиане могли испытывать радость в Господе. Известный светский писатель Солженицын, писал в своем рассказе, за который он получил нобелевскую премию, про жизнь в ГУЛАге. Находясь в заключении по политической статье, он встретился с христианином Алешкой – Баптистом. Вот как он описывает его. «Рядом с Шуховым Алешка смотрит на солнце и радуется… Щеки вваленные, на пайке сидит, нигде не подрабатывает – чему рад? По воскресеньям всё с другими баптистами шепчется. С них лагеря, как с гуся вода. По двадцать пять лет вкатили им за баптистскую веру – неужто думают тем от веры отвадить?» (из повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).Это было большим свидетельством для заключенных. Они понимали что он имеет какой-то внутренний стержень который помогает ему не сломаться в трудных условиях .
Прошло время, и Бог чудно сохранил брата. Уже перед освобождением из лагеря он подарил главному герою повести Ивану Денисовичу Шухову Библию, читая которую он уверовал, а вместе с ним уверовала затем и вся его семья. Да, благодать Божья дает нам подкрепление и силу переносит скорби и делает нашу жизнь светом для людей.
В нашей церкви есть брат инвалид. Будучи еще неверующим, он попал в аварию и сломал позвоночник. Затем обратился ко Христу и теперь служит Господу как может. Я всегда удивляюсь когда прихожу к нему или когда молодежь нашей церкви посещает его. Находясь в таких скорбях он не только не унывает, но и еще ободряет других с радостью принимая в жизни то что дает Бог. Это ли не благодать Божья! Ведь только она может наполнять наше сердце покоем и миром даже в самых трудных ситуациях нашей жизни.

Еще один признак благодати который увидел Апостол в церквах Македонских это радушие.

Потому что глубокая нищета их переизбыточествует в богатстве их радушия- пишет он. Радушие – что же это такое? Вот как мы читаем об этом слове в словаре. Радушие это — сердечное, отношение, соединенное с гостеприимством. Возможно братья или сам Апостол Павел, побывав у македонских христиан ощутили на себе их заботу и теплый прием. Легче принимать странников, когда есть какой-то достаток. Но мы читаем что верующие македонских церквей жили в глубокой нищете. Глубокая нищета- Метафора, заимствованная от пустых сосудов. Павел как бы говорит: македоняне опустошены настолько, что дошли в материальном отношении почти до самого дна. Но в подобных тяготах они, по его словам, изобилуют простотой и на самом деле – богаты. Имея такое состояние они с радушием принимали братьев. Людям не свойственно такое состояние. Когда  наступает нужда то обычно каждый начинает тянуть одеяло на себя. Лишь только благодать Божья может сделать из нас тех кто способен на жертвы ради ближнего. Как часто сегодня не хватает нам радушия. Не хватает, когда к нам приходят люди из мира или просто нуждающиеся. А ведь именно это приносит плод. Один брат  как-то рассказывал, как он первый раз попал в церковь.
Было ему тогда четырнадцать лет, а его брату шестнадцать. Пошли они в дом молитвы. Но когда пришли, то удивились – обычный частный дом. Зашли. Смотрят, много обуви – значит здесь людей много. Открывают дверь – людей и правда много, примерно тридцать человек. Прошли. Идет собрание, и все стоя поют песню «Жить для Иисуса». Они с краешку встали. Вдруг откуда ни возьмись перед ними сборник появился – девочка, примерно их лет, его подала. Я вообще-то не был настроен петь песни рассказывал он, но коль сборник перед глазами, надо петь. Поют. Брат тоже поет. Закончилось пение, все сели. Им сразу: – Проходите! И подталкивают в спину: раз, раз, раз – прямо в центр провели и посадили. И вот молодежь вокруг, и они среди молодежи. У всех музыкальные инструменты. Сыграли какую-то песню, и один юноша наклоняется к ним и тихонько спрашивает: – На гитаре умеете играть? – Не умеем. Он ему гитару дает и говорит, показывая на другого юношу: – Смотри на него и делай так, как он делает. Учись. В общем, связали их по рукам и ногам. Уже и гитара в руках, и в центре сидят. Думали, сядут у двери и буду наблюдать. А теперь вот… В этой церкви он и остался. Нам здесь оказали любовь! Рассказывал он. Я здесь остался насовсем. Это был примерно 1972 год, а сейчас уже двадцать первый век наступил, и я по сей день в этой церкви остаюсь. Только сейчас нас уже не тридцать человек, а почти четыреста – церковь заметно увеличилась. Мне было всего четырнадцать лет, и я эту любовь, которую мне оказали, почувствовал сразу. До этого я посещал другую церковь, куда ходили мои родители. Но с тех пор я там ни разу не был.
Вот так бывает, когда церковь проявляет радушие. Именно через это и проявляется Благодать Божья. Однажды Иисус говорит ученикам: Много было вдов в Израиле, но только в далекую Сарепту послал Бог Илию. Именно там жила радушная сестра, готовая принять пророка хотя и была сама нуждающейся. Сегодня Господь ищет нас, людей что бы изливать свою благодать но открыто ли наше сердце служить Богу радушием? Ответим себе проявляется ли через нас в этом Христова благодать.

И последний признак, который отметил Апостол Павел это добрые дела по силам и сверх сил.
Верующие македоняне, умудрялись в такой нищете еще и собрать дар, в помощь любимому Апостолу. Похоже, Павел оказывался, понимая их нужду, но они просили и убеждали принять собранное для служения святым. Действуя так, они поступали как Христос. Апостол пишет дальше что благодать Иисуса Христа и проявлялась в том, что Он будучи богат и обитая в небесном царстве, оставил все, обнищал ради нас что бы мы стали богаты в Нем. Действительно, доброе дело это верное проявления благодати Христовой. Ведь это Он производит в нас свои чувствования и хотения. Апостол Иаков пишет в Послании что все доброе исходит от Отца светов у Которого нет ни тени перемены. И поэтому если мы совершаем что-то доброе, то это нечто иное как проявление благодати Божьей. Именно видя наши добрые дела, люди могут прославить нашего Господа. Как часто наши дела становятся наилучшим свидетельством для людей что мы дети Божьи.
Недалеко от Дома Молитвы жил брат. Рядом с ним жил его неверующий сосед. Брат неоднократно приглашал его на собрание, мол ведь живёшь недалеко — приди, пора уже и о своей душе заботится, но тот так и не приходил. Как-то раз шел брат с собрания, смотрит, а сосед крышу кроет. Одной рукой карниз держит, другой забить доску пытается. Зашел брат домой переоделся и думает пойду к соседу. Неудобно ему одному работать, помогу. Подошел стал помогать. Через неделю сосед пришел на собрание и уверовал. Да, как часто люди не видят благодать Божью в нас так как мы порою бываем охотны на слова и так бедны на дела. Но верующие Македонии были охотны на добро. Доброохотны по силам и сверх сил пишет Апостол. Павел понимал, что что бы совершать такие поступки нужно брать у кого-то силы. И этот кто-то может быть только Господь, посылающий нам свою благодать.

Пример Македонских церквей может очень многому научить нас. Иногда мы можем думать, что благодать — это какое-то абстрактное понятие. Многие понимают, что благодать — это незаслуженная милость от Господа или помощь. Конечно же это так. Но благодать имеет еще и выраженную форму. Она проявляться через нас. В наших церквах, семьях и мы сами можем сделать ее видимой, реальной для окружающих людей. Будем же радуясь в скорбях, проявляя радушие, и делая добрые делать ее явной для людей. Что бы они, видя нашу христианскую жизнь прославили Бога.
Терлецкий Я.