Сегодня многие едут в Абхазию на отдых, покупаться в тёплом море, посмотреть на местные красоты, насладиться лучами ласкового Абхазского солнышка.

Но не все знают что Абхазия это — одна из стран самого раннего распространения христианства.

Семена христианства были занесены в Абхазию еще в I в. н. э., когда явились сюда Апостолы Андрей Первозванный и спутник его Симон Кананит. Последний, просвещая абхазов, в 55 г. принял мученическую смерть на берегу р. Псырдзха, у Нов. Афона, где и был погребен. Андрей же пошел дальше, и  распространяя Евангельское учение на земле Абхазии, дошёл до территории современного Киева и Крыма.

Тогда же на Абхазской земле начали образовываться первые христианские общины.

Сильнейшие гонения воздвигаемые на христиан и бушевавшие первые три века сделали Абхазию ввиду её отдаленности от Рима, и свирепствовавшей в этих местах лихорадки местом ссылки христиан. Кроме того, Абхазия была одним из дальних форт постов Рима где на границе стояли когорты солдат, охранявшие империю от вторжения Скифских племён. Среди присланных сюда солдат были и обратившиеся в христианство.
Поэтому число христиан росло также таким образом.

К началу 3 века одна из ведущих церквей находилась в Пицунде. Её епископом был Стратофил. О нем я и хотел сегодня вам рассказать.

По описаниям дошедшим до нас, в Пицунде (Питиунте) был центр церковной жизни.

Важность Пицундской церкви показывает тот факт что епископ Стратофил участвовал в 325 году в 1 Вселенском церковном соборе в городе Никея ( неподалёку от Константинополя),

Представляю какой долгий и опасный путь длившейся около 4 месяцев по суше либо около 2 недель по морю ему пришлось пройти или проплыть!

Ещё совсем недавно бушевали повсеместные, свирепые гонения на христиан. Поэтому как описывают
дошедшие до нас документы, на собор собралось много исповедников (людей претерпевших пытки, но чудом выживших ).  У многих епископов были шрамы от недавних казней, отсутствовали конечности. Всего их было около 300 . Все они были представители самых главных общин того времени.

Мы не всегда вполне отдаём сегодня себе отчет, в том, насколько важны были для нас и всего христианского мира вопросы которые решались на этом соборе. А ведь участниками собора, были разработаны те аргументы которыми мы не задумываясь пользуемся сегодня при понимании Божественной природы Христа.

На соборе был выработан «символ веры» — важнейшие догматы помогающие отделять истинное христианство от ереси.

Было осуждено «еретическое» арианское учение (современные Иеговисты) которое в это время было сильно распространено и претендовало на истинность и общепринятость.
Разработано ( не перестаю удивляться на сколько мудро) учение о Божественности Христа. Что Иисус Христос единосущен Отцу ( имеет такую же сущность).

Стратофил был участником всех этих решений и его подписи стоят на всех актах первого вселенского собора!

На соборе он встречался с  Афанасием Великим, Евсевием Кессарийским, Николаем Мироликийским.

Возвратившись домой в Пицунду, Стратофил верно служил Богу. Рукополагал служителей, наставлял церковь в истинном учении. До нас дошло описание что в 4 веке, на территории современной Абзазии было уже много церквей о которых нёс попечение Стратофил.
В самой только Пицунде всего за два века с 4 по 6 века, были построены 9 церквей. Все они находятся в 2-3 км друг от друга.

 

Среди них есть и развалины самой древней церкви 3 века где и служил Стратофил.

Пол храма был украшен богатейшей мозаикой. Копии орнаментов мозаики представлены в Пицундском музее на территории храмового комплекса.


Можно только удивляться насколько сильно было там тогда распространено христианство!

Для христиан дорога история церкви, так как это наша с вами история. Жизнь Божьих служителей — большой пример для каждого, и свидетельство проявления Божьей благодати.

Я верю что однажды мы придём на небо, и увидим там нашего брата Стратофила.  Там мы расспросим его о служении которое он совершал совсем так недалеко, от того места где мы сейчас живём.