История, рассказанная Иисусом Христом что бы преподать урок сребролюбивым фарисеем в последнее время вызывает много вопросов. Дело в частности касается того был ли сюжет, приведенный Иисусом вымышленным, или же это событие могло быть на самом деле и было взято из реальной жизни.
Следует отметить что по этому поводу существует три доминирующих мнения или взгляда
1 Эта история была выдуманной и нереальной, так как в ней присутствуют кажущие элементы невозможного.
2 Эта история происходила в реальности, и Христос привел её в пример как жизненную ситуацию.
3 И третий взгляд заключается в том что Иисус использовал некий собирательный образ но из элементов точно имеющих место в реальной жизни. Это похоже на то как Л. Н. Толстой писал роман « Войну и мир» в котором он использовал знакомые для него образы своих родственников и знакомых.

Что бы ответить на эти вопросы, и понять какое же мнение более правильное давайте сегодня, попробуем разобраться вместе, еще раз вникнув в этот замечательный пример, который однажды привел наш Господь.

В Евангелии от Луки мы читаем:
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях… Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят.
(Лк. 16:19-31)

Сторонники идеи что это было вымышленное событие приводят следующие аргументы.
1. Христос никогда не рассказывал реальных историй, так как они могли бы затронуть чувства слушателей вызвав неправильные ассоциации, мешающие им уловить суть передаваемой истины. Поэтому Иисус использовал отвлеченные, выдуманные сюжеты- что и представляют из себя Его притчи.

2 Второй аргумент, который приводят сторонники того что это событие было нереальным, это его догматическое несоответствие всему контексту Писания. Такие моменты как ангелы, которые относят душу на небеса, некое лоно Аврамова где Авраам играет главенствующую роль, разговор мучающегося богача с ним, видение грешников и праведников друг друга, по их мнению, тоже делают абсолютно невозможным сюжет, который рассказал Иисус.

3 Еще один аргумент который приводят экзегеты, видящие неправдоподобность истории — это то что похожее событие существовало в раввинистических преданиях. По этому Христу не представляло труда взять этот сюжет из древнееврейского фольклора и на его примере показать урок сребролюбивым фарисеям. Но так как христиане относятся к преданиям настороженно, не считая их подлинным Словом Божьим, эту историю не стоит воспринимать всерьез.

Все эти аргументы выглядят очень интересно, но не представляют из себя стоящих доказательств.
Отвечая на первый аргумент хотелось бы отметить что зачастую его привидение сопряжено с культурными особенностями толкующих историю о Богаче и Лазаре. Слово «притча» в нашем культурном понимании — это произведение похожее на басни Крылова. Даже само это слово ассоциируется у нас с выдуманным рассказом в котором разговаривают животные, происходят фантастические события, что само собой делает его неправдоподобным. Но евреи имели другое представление об этом литературном жанре. В их национальном понимании притчи часто носили характер аналогии. То есть когда какая-то жизненная история приводилась для иллюстрации передаваемой истины. Поэтому, исследователи Писания давно заметили, что Иисус, уча людей при помощи притч или историй, всегда использовал ситуации из реальной жизни. “Сеятель сеющий семя, женщина, ищущая драхму, блудный сын возвратившийся домой к любящему отцу; человек нашедший зарытое в поле сокровище; снова спрятавший его и продавший все, чтобы купить это поле; хозяин, раздавший мины своим рабам; царь устроивший свадебный пир для своего сына; смоковница, не принесшая плоды” Все это, было обычным делом в библейские времена! И даже кажущаяся невозможной притча Иисуса Христа о должнике, не могущем отдать царю 10000 талантов имеет вполне реальную валюту и могла иметь похожий характер. Иисус никогда не сопровождал Свои поучения полностью выдуманными историями типа «вышел сеятель и начал разговаривать с зерном». Все они, так или иначе, были взяты Иисусом из хорошо известных для его слушателей реальных жизненных ситуаций. Так почему же мы должны полагать, что в притче о богаче и Лазаре Иисус представил полностью вымышленный материал, который не был знаком его слушателям? Неужели нам не виден явный характер Его учения?

Отвечая на второй аргумент, который приводят сторонники того что это событие было нереальным, и имеет догматическое несоответствие всему контексту Писания хотелось бы отметить следующее. Рассказанная история стала сразу понятной. Иначе как бы слушатели могли понять ее смысл если бы она, заключалась в чистой аллегории, и не соответствовала их пониманию о загробной жизни? Если бы в ней были элементы, которые были бы оторваны от их понимания то это как раз бы и отвлекало людей от передаваемой истины. Фантазия увлекла бы их мысли и ум не смог бы уловить ее сути. Поэтому конечно же Иисус, рассказал историю, которая была приемлема окружающим.

Еще важно обратить внимание что Христос прекрасно понимал категорию своих слушателей. Если бы Он начал говорить какие-то нереальные вещи о том, что так дорого было ревнителям закона – фарисеям, они просто бы перестали его слушать. История сразу бы стала непонятной, и, закрыла бы их сердце навсегда. Например, представьте себе если бы вы сегодня вышли за кафедру и начали бы проповедовать о том, как некий человек попав в рай получил награду, несколько красавиц жен (как это представляют себе мусульмане) а потом бы стали говорить о какой-то истине. Слушали бы вас прихожане дальше? Конечно же нет, их восприятия вас как проповедника, которому можно доверять, сразу бы закончилось. Тем более Иисус понимал, что слушающие Его фарисеи настроены крайне враждебно и ищут что бы уловить Его в слове.

С другой стороны, если для Иисуса это было ложным учением, искажающим истинное понимание загробной жизни как Он мог так необдуманно и неразумно поступить, вводя людей в заблуждение?! Вместо того, чтобы опровергнуть эти ложные иудейские представления о посмертной жизни души и загробного воздаяния, Иисус, по сути, Своей притчей о богаче и Лазаре утверждает их. Утверждает их не только среди неверующих в Него евреев, но и среди Своих учеников. Эта ситуация подобна тому, как если бы миссионер, благовествующий тибетским монахам, верящим что спасение, заключается во вращении ритуальных барабанов, привел пример, детализированный в соответствии с теми же представлениями монахов. При этом, рассказав этот пример, он бы совершенно не разъяснил его символическое значение и не указал на их неверное понимание. Думаю, это было бы похоже на ту известную историю, в которой мама учила сына не говорить плохие слова, но при этом повторяла их. Это выглядит очень сомнительно и весьма непедагогично.

Еще один серьезный аргумент в том, что рассказанная история не была просто выдуманной это принцип исторической преемственности. Анализируя раннехристианских авторов, мы можем видеть, что они не только приводили историю о богаче и Лазаре в пример, но и использовали ее в апологетических целях.
Вот некоторые из них:
Ириней Лионский (II век): «Что души не только продолжают существовать, не переходя из тела в тело, но и сохраняют тот же характер тела, какой они имели в соединении с ним, и помнят дела, которые делали здесь и которые теперь уже перестали делать, – это весьма полно Господь изъяснил в рассказе о богатом и Лазаре, покоившемся в недре Авраама» (Ad. Her. 2. 34, 1)
Тертуллиан (II-III век): «Св. Писание обличает глаза того, кто в преисподней распознаёт предназначенное для бедняка лоно Авраама. Ведь одно, как мне кажется, – преисподняя, другое – лоно Авраама. Действительно, Писание говорит, что великая бездна разделяет эти области и препятствует переходу с обеих сторон… Но богач не поднял бы глаза и притом издали, если бы речь не шла о более высоком месте и об удаленной глубине, глядя через то огромное расстояние между возвышенностью и бездной. Из этого становится ясно  любому разумному человеку, который когда-либо слыхал об Элисии , что имеется некоторый находящийся в определенном месте предел, который назван лоном Авраама, для принятия душ его сыновей даже из языческих народов – отца, как известно, многих народов, подлежащих причислению к роду Авраама… Итак, что эта область, назовем ее лоном Авраама, не будучи еще небесной, однако являясь более высокой, чем преисподняя, пока предоставляет утешение душам праведников, доколе уничтожение вселенной не произведет, делая воздаяние полным, воскресение всех, поскольку тогда откроется небесное» (Adv. Marc. IV, 34, 11-13)
Христиане использовали рассказ Иисуса о богаче и Лазаре в борьбе ересью Оригена которая имела в себе теорию, что придет время, когда муки окончатся и грешники соединятся с праведниками и с Богом, и таким образом Бог будет всё во всех. Слова же Христа опровергают ее, ведь Авраам говорит, что хотящие перейти отсюда к вам или оттуда к нам не могут этого сделать. Поэтому они делали выводы что как из участи праведников невозможно кому-нибудь перейти в место грешников, так невозможно, сказал Авраам, перейти из места мучения в место праведников.

Другие известные христианские авторы, тоже предавали значение истории о Богаче и Лазаре отнюдь не такое что её нельзя использовать в понимании о загробной жизни.
Иоанн Златоуст пишет о своих размышлениях о притче следующее: : Случилось, говорится, что умер богатый и отнесен был для вечного мучения. Умер же и Лазарь и отнесен был ангелами «на лоно Авраамово». Находясь в огне, богатый увидел Лазаря, покоившегося на лоне Авраама и узнал его. И воскликнул, говоря: «Отче Аврааме, умилосердись надо мною и пошли Лазаря», чтобы малым перстом оросил мои уста, «ибо мучаюсь в пламени сем». Где же богатство, где золото, где серебро? Где серебряная крыша? Где множество слуг? Где разливавшееся вино, (если) ищет и желает капли воды? «Отче Аврааме, умилосердись надо мною». О, несчастный богач! Когда Лазарь лежал у ворот твоих, ты не хотел его знать, а теперь зовешь Лазаря на помощь? «Умилосердись надо мною». Бесполезна твоя просьба. Прошло время милости. Там нет милости. «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак 2:13) К чему просишь милости, которой сам на земле не оказывал? «Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря», чтобы малым перстом оросил мои уста, «ибо мучаюсь в пламени сем». Каким перстом, богач? Которому ты не позволял участвовать в трапезе? Тогда ты не хотел подумать о руках, гнушался (их); а теперь просишь коснуться твоего языка? «Отче Аврааме! умилосердись надо мною». Как называешь ты его отцем, не сделавши того, что следует делать сыну? Он отец тех, которые ходят во свете. Нет общения у света со тьмой. Не называй его отцем. Ты по жестокому нраву сын тьмы и геены. Как называешь его отцем, не умилосердившись над сыном его, Лазарем? Великий патриарх не сокрушил его скорбью, не усилил муки, не поразил его словами, не отринул человеческой природы. Он ответил кротким голосом и с светлым лицем словами:»чадо, получил уже доброе» на земле1″а Лазарь злое». Поэтому «он здесь утешается, а ты страдаешь»2. При том 3″ великая пропасть» есть 4 «между нами и вами» и никто 5 не может перейти ее из нас (Лк. 16:25-26) Видишь конец богатаго? Видишь скоротечность роскоши? Не переставай же давать бедным из того, что имеешь; никогда не откладывай до завтрашнего дня, «ибо не знаешь6, что родит тот день» (Притч.27:1).

Все это дает нам видение что рассказ Иисуса о Богаче и Лазаре имел для христиан большое значение.

Стоит обратить внимание еще на одни интересные и сильные для аргументации моменты. В истории о богаче и Лазаре отсутствует введение где Христос обычно дает определение жанра дальнейшего повествования. Мы обычно читаем как написано: «предложил им притчу», или «сказал следующую притчу». Но здесь это не наблюдается.   Также мы видим, что Иисус приводит детали. Хотя сторонники того что эта история не могла быть реальной считают их маловажными, мне видится что они тоже имеют большое значение. Иисус, рассказывая сюжет упоминает о том, что один из героев истории имеет имя (т.е. Лазарь), чего не наблюдается ни в одной из притч Спасителя. Именно привязка к имени делает эту историю очень правдоподобной.  Упоминание о том, что у богача было пять братьев также наводит на мысль что это событие если и не происходило на земле то точно не имеет в себе фантастических, нереальных действий.

Ну и наконец давайте попробуем что о таких элементах истории как будь то ангелы, которые относят душу на небеса, некое лоно Аврамова где Авраам играет определенную роль, разговор мучающегося богача с ним, видение грешников и праведников друг друга — говорит само Писание.

Ангелы относят душу на небеса.
«и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» Мф. 24:31
«пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» Мф. 13:37

Видение грешников и праведников друг друга
Луки 13:28  «Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон»

Лоно Авраамово
«говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф 8.11:12).

Резюмируя все выше сказанное можно сделать вывод что, мы можем не принимать во внимание первое мнение так как, оно не представляется верным. Если для его сторонников действия истории кажутся нереальными в связи с не упоминанием подобного в Писании, то с таким же успехом можно не верить и другим книгам, и событиям Библии. Например, книге Даниила где люди не сгорают в печи, рука пишет на стене, царь обращается в животное и т. Д. Или же книгу Ионы где кит сначала проглатывает, а потом выплевывает его на сушу. Такие явления мы тоже больше не встречаем нигде.
Мы же имеем понимание что подобное событие если и не было взято из жизни конкретных людей, то точно имело собирательный образ, в котором все приведенные моменты не были фантастическими и могли происходить на самом деле. Но самое главное, читая притчу о Богаче и Лазаре будем извлекать духовные уроки, которые в ней преподнес нам Иисус. Будем любить Слово Божье и слышатся Его. Будем любить наших близких замечая их нужды. И понимая, что наша жизнь на земле не вечна будем собирать себе сокровища на небесах.

Ярослав Терлецкий