Мы читаем в 1:12–15, Числ. 32 и Втор. 3:18–20 как народом израильским подошедшем к ханаану случается интересная история.
Три колена Рувимово, Гадово и полуколена Манассии
избирают для жительства заиорданские земли и не хотят жить в Палестине. Они объясняют это причиной большей, чем у прочих колен, склонности к скотоводству.
Так и происходит, эти колена помогают общему числу народа завоевать ханаан но сами остаются жить за Иорданом.
Заиордания, земля побежденных Сигона и Ога, избранная для жительства двумя с половиной коленами израильтян, не входила в состав земли, обетованной Богом праотцам. Границей последней служит Иордан. Хотя Господь на определенных условиях позволяет им взять эти богатые пастбищами земли во владение, поселиться там, все же это было скорее попущением Божиим, а не Его благословением. И хотя Господь дал им землю сию (1:13), это было уступкой их своеволию. Они пренебрегли даром Божиим, землей, «текущей молоком и медом». И хотя первоначальная ревность и готовность доказать с оружием в руках крепость своих братских чувств, готовность подвергать ради других колен опасности собственную жизнь были вполне искренни, все же со временем эта добровольная их самоизоляция от жизни Израиля начнет проявляться все сильнее. Уже судья Девора будет упрекать одно из колен, Рувимово, за отказ вступить в общеизраильскую борьбу с неприятелем: «Что сидишь ты между овчарнями, слушая блеяние стад?» Суд. 5:16. Где твоя прежняя готовность вступаться за братьев, почему ты больше не поспешаешь впереди них? – как бы вопрошает Девора. Как видим, уже в эпоху Судей возникает проблема общенационального единства Суд. 5:17–18 . Центробежные силы будут расти, несмотря на объединительные усилия царей эпохи ранней монархии – Саула, Давида и Соломона. Это приведет к разделению Израиля на два враждующих царства и, в конце концов, к полному исчезновению северных колен в результате ассимиляции их Ассирией и Вавилоном. А заиорданские колена, первые положившие начало размежеванию, пока всего лишь территориальному, первыми подвергнутся ассирийскому завоеванию и плену с последующей неизбежной ассимиляцией 4Цар. 15:29.

Позже (22 глава Иисуса Навина) эти 2,5 колена сделают переполох соорудив у себя жертвенник. Узнав об этом остальные колена хотели уже идти для их истребления так как жертвенник мог быть только в одном месте и где укажет Господь.
Но они объяснили что не собирались на нем приносить жертвы а сделали его просто как памятник чтобы их не забыл остальной Израиль.

Какой прообраз имеет эта история?

А) Мы знаем что Рувим был первенцем, рожденным от Лии, Гад – первенцем Зелфы, Манассия – первенцем, рожденным от египтянки Асенефы, дочери елиопольского священника Потифара, жены Иосифа…
Полагаю, что здесь скрывается прообраз двух народов: одного, казавшегося первородным по закону природы, и другого, который должен был получить благословение наследовать через веру и благодать.
Колена, оставшиеся за Иорданом – иудеи, а заселившие Ханаан – христиане. Евреям чтобы войти в покой земли обетованной не хватает веры во Христа. Поэтому они остаются «за Иорданом» а спасается лишь остаток (пол колена).

Б) В помощи, которую оказали два с половиной колена девяти с половиной коленам в борьбе за Ханаан, можно увидеть прообраз той помощи, которую оказывают ветхозаветные праведники и вообще Ветхий Завет христианам.
Слова ветхозаветных патриархов, пророков – братская помощь своим новозаветным братьям в их духовной брани, в освоении «земли своего сердца».

В) Алтарь — «пародия», который построили эти колена в последствии может указывать на «не полное, не истинное», поклонение а всего лишь являющееся «типом и прообразом истинного алтаря, Иисусова.
Ведь весь Ветхий Завет и служение были лишь тенью будущего и не могли угодить Богу!

Г) Возможно число 2,5 колена указывает на неполное познание евреев о Треедином Боге .
Ведь они знали Бога Отца, о Духе Божьем чуть чуть но о Богочеловечестве Христа не имеют представления .
А пол колена вошедшие в Ханаан на остаток обращаемый из евреев