В Священном Писании мы встречаем лжеучение,  которое было принесено  некими николаитами. Упоминание о нем мы встречаем дважды, и оба раза в книге Откровения.
В Откровении 2:6 Иисус обращаясь  к ангелу  Ефесской церкви говорит: «Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу». И второй раз в этой же главе в 14 и 15 стихе обращаясь к Ангелу Пергамской церкви  «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу».
Иисус ненавидел  дела николаитов. Слово «ненавидеть» очень весомо по своему значению, поэтому давайте его рассмотрим. Греческое слово miseo — «ненавидеть», также переводится питать отвращение, находить очень омерзительным и описывает человека, который испытывает глубоко укоренившуюся враждебность к тому, что находит совершенно неприятным или даже ужасным. Но что это за было лжеучение, и в чем оно заключалось?  Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.

Три теории происхождения
Описание происхождения  Николаитов мы находим у ранних авторов  церкви. Но в своем мнении они  разделялись.

Одни описывали николаитов как последователей Николая Антиохийца, прозелита, выбранного в числе семи для дьяконского служения (Деян. 6:5). По этой теории Николай отпал от истинной веры и увлек за собой многих верующих.

По мнению других, хотя николаиты и получили свое имя от Николая, сам Николай не был еретиком, он просто был неправильно понят, и его учение извращено. Климент Александрийский  защищает Николая Антиохийского от всех обвинений, описывает его как мужа, ходившего непорочно со всем своим домом до самой кончины Остается предположить, что единственным стремлением этих отпадших было — выставить диакона Николая, этого известного мужа времен апостольских, как своего главу, с целью своей авторитетности.

Третье же предположение состоит в том что имя Николай было достаточно распространено и, может быть, вина Антиохийца была лишь в том, что его имя было такое же, как и у еретика. Предположения же описанные выше  больше похоже на попытку найти какое-нибудь имя в Писании для идентификации секты.  В целом же в своем описании доктрин и действий николаитов отцы церкви были единодушны.

Раннехристианские авторы  о николаитах
Иреней (140-202 гг.) говорит о николаитах, что они жили, «потакая необузданным похотям».  Николаиты суть ученики Николая, одного из семи диаконов, поставленных апостолами. Они живут развратно. Свойства их вполне обозначены в апокалипсисе Иоанна, где сказано, что они учат, что ничего нет законопреступного в нецеломудрии и в еде идоложертвенного. Поэтому сказано об них (Отк. 11:6): «в тебе хорошо то, что ты ненавидишь дело николаитов, которые и я ненавижу».  «Против ересей», глава 26. Он  так же пишет что   Николаиты  учили, что благодать от Бога может получить только согрешающий, следовательно, чтобы получить большую благодать, следует больше грешить. В подтверждение своей истинной святости николаиты указывали на то, что они «чудотворно» исцеляли много активней, чем апостолы.

Ипполит говорит, что Николай был один из семи, что он «отошел от истинного учения и у него были привитые привычки безразличия к пище и жизни». В «Апостольских постановлениях» (6,8) николаиты  охарактеризованы как «бесстыдные в нечистоте».

Климент Александрийский говорит, что они «предавались наслаждениям, подобно козлам… и вели жизнь, потворствуя своим слабостям и порокам…, душа их впадает в трясину порока, ибо следуют они собственным учениям о пользе наслаждений». При этом он защищает Николая говоря что Слова Николая о том, что «тело должно быть поругано», были извращены. Под этим Николай, якобы, имел в виду, что тело нужно подавлять; еретики же извратили его смысл, истолковав их так, что человек может «бесстыдно, по своему желанию, распоряжаться своим телом». Они извращали слова Николая «плоть не надо щадить»…и его словам стали следовать прямо и без рассуждения: последователи его ереси предавались бесстыдному разврату. Совершенно очевидно, что николаиты проповедовали безнравственность.

Игнатий замечает в своем длинном послании следующее: «Избегай также николаитов (ложно так названных), сластолюбцев и клеветников».

Тертуллиан писал: «Христос говорит, что Валаам научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых. Прочитайте историю Валаама, и вы увидите, что, по совету Валаама, народ Израильский был введен в грех: «Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем», т.е. они были пойманы в западню и хитрым образом попали в сети. Так народ Божий смешался с языческими дочерями, что закончилось для него трагедией. Николаиты учили, что можно есть что угодно, лишь бы тебе нравилось. А Христос говорит: «Я ненавижу это учение. Покайся». Вернись к основам Слова Божия! Бог в Своем Слове ясно сказал, что можно употреблять в пищу, а что нельзя! Нам к этому добавлять ничего не надо».

Евсевий также  писал некоторые очерки об истории николаитов в своих работах  : «В это же время существовала – очень недолго – так называемая ересь николаитов; она упомянута и в Откровении Иоанна. Ее последователи хвалились, что Николай был одним из диаконов, товарищей Стефана, поставленных апостолами для служения бедным». (История Церкви, NPNF, серия2, том 1, стр. 161)

Викториний описывал николаитов следующим образом: «Николаитяне, действующие под именем Николая, придумали ересь, согласно которой идоложертвенное можно было принимать в пишу, и всякий прелюбодействующий получал очищение и покой на восьмой день».

Ворианты сути лжеучения
1 точка зрения. Это лжеучение гностицизма состоявшее в том чтобы подавлять тело греховными делами для получения благодати. Климент Александрийский как было написано выше высказываясь в защиту  Николая говорит что Слова Николая о том, что «тело должно быть поругано», были извращены. Под этим Николай, якобы, имел в виду, что тело нужно подавлять; еретики же извратили его смысл, истолковав их так, что человек может «бесстыдно, по своему желанию, распоряжаться своим телом». Они извращали слова Николая «плоть не надо щадить»…и его словам стали следовать прямо и без рассуждения: последователи его ереси предавались бесстыдному разврату .
2 точка зрения Попытка идентифицировать николаитов достаточно популярна в некоторых богословских кругах. В этом случае внимание уделяется значению имени «николаиты» (νικᾷ и λαόν означают соответственно «побеждать, завоевывать» и «люди»), и выдвигается мнение, что эта группа угнетала рядовых членов церкви, развивая сложную систему церковной иерархии. Однако, это объяснение больше определено современными понятиями, и нет никакого доказательства, что это было вопросом в первом столетии. Нужно отметить, что этимология очень часто опасна для определения истинного значения термина. Более того, в самом тексте нет ничего, что поддерживало бы такое понимание.
3 точка зрения Ее мы находим в отождествлении николаитов с «учением Валаама» (Откр 2:14-15). С одной стороны, у нас есть все основания полагать, что Николай был реальной личностью, с другой стороны, как учили многие раввины, – имя Николай является греческим эквивалентом еврейского Валаам (Νικολαΐτης составлено из νικᾷ + λαόν, точно так же как и Βαλαάυ, т.е. בִּלְעָם, составлено из בְּלַם + אָם, «уничтожил, поглотил, победил» + «люди»). Вполне возможно, здесь игра слов: последователи некого Николая учили тому же, что и Валаам Ветхого Завета то есть слиянию народа Божьего с язычниками(миром). Николаиты  являлись группой, которая развращала Божьих людей, представляя им компромисс с культурой их времени. Вместо того, чтобы поклоняться Богу и Ему одному, они предполагали, что для христианина допустимо участвовать в патриотических церемониях (праздники, ассоциирующиеся с поклонением императору). Николаиты поощряли христиан идти на компромисс с миром. Это была попытка установить разумный компромисс между установившимися обычаями греко-римского общества и сохранением как можно больше христианских норм жизни. Это новое учение николаитов больше всего затрагивало верхние слои общества, ибо именно им пришлось бы поступиться очень многим, если бы им пришлось соблюдать все христианские нормы. В то время как сами проблемы могут отличаться, подобные компромиссы угрожают современной церкви. Каждое общество имеет своих «идолов», и очень часто от членов общества ожидается поклонение этим «идолам» или подражание традициям общества. «Николаиты» встречаются и сегодня среди нас. И хотя они под разными именами, но суть их одна: компромисс с миром.
4 точка зрения Суть учения, заключалась в том, что стоять одной ногой в язычестве, а другой — в христианстве вполне естественно, и, чтобы быть христианином, можно и не столь категорично относится к мирской , греховной жизни. Они путали христианскую свободу с безбожной распущенностью. Это были те самые люди, которых Павел убеждал, чтобы свобода не послужила им поводом к угождению плоти (Гал. 5,13). Это учение похоже на учение о предопределении, раз ты спасен то можешь теперь делать что угодно. Злые плоды учения Николая можно увидеть и сегодня. Как и раньше сатана обольщает людей неправильным духовным состоянием, состоящим в том что можно грешить и при этом быть христианами. В наше время – время великих искушений в области целомудрия и различных идолов,  христиане могут грешить подобным распутством, может и не открыто, а в интернете и там где их никто не видит. При этом они продолжают ходить на собрание и даже участвовать в служении. Многие исповедания подтверждают это николаитство наших дней. Не обманывайтесь, если верующие идут на компромисс со святостью, Святой Дух не может действовать в их жизни во всей полноте а со временем это может привести к самому страшному – потере спасения. Вот почему разговор об этом ужасном  лжеучении, так важен в наше время.