Существует мнение что 6 глава Иоанна (где Господь говорит о ветхозаветней манне) вовсе не имеет отношения к вечере. Сторонники такого мнения, говорят что вкушение манны, было прообразом веры во Христа.

Однако древняя церковь зная истинное понимание Апостолов об этой 6 главе Апостола Иоанна, всегда относила её к евхаристии. И вот почему:

А) Апостол Павел в 10 главе прямо указывает на то, что вкушение манны израильским народом в пустыне и питие из камня это — прообраз участия христианина в евхаристии после принятия крещения.

Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. 1 Кор. 10. 1-7

Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. 1 Кор. 10. 14-21

Мы видим что Апостол предостерегая Коринфян от вкушения идоложертвенного говорит что израильтяне проходя через море что было прообразом крещения, и вкушая манну, испивая из камня что было прообразом вечери были поражены за идолопоклонство о котором дальше по контексту и предупреждает апостол.

Б) Кроме того, Апостол Иоанн когда писал свое Евангелие имел целью противостать еретикам — докетикам учившим что Христос будучи Богом не был реальным человеком.

Из-за того, что еретики — докетики думали что тело Христа было духовым, призрачным они не верили что и в евхаристии присутствуют реальные Тело и Кровь Христа о чем свидетельствует и Игнатий Антиохийский живший в то время.

«Они (еретики-докетики) удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил по Своей благости».

Для этого Апостол Иоанн на протяжении всего своего Евангелия и конечно же в 6 главе, показывает реальность Христа как Бога и реального человека, реальность Его присутствия в дарах Евхаристии.

В) Христос говорит речь ученикам после события, свершенного перед этим – насыщения пяти тысяч.

Между ними есть связь. Посмотрите на этот текст.

«суда пристали близь места, где ели хлеб по благословении Господнем» Ин 6. 23.

В этом тексте переводчик допустил неточность.

В греческом тексте употреблен глагол — ευχαριστήσαντος (эухаристЭсантос) – поблагодарившего. То есть текст должен звучать так: «где ели хлеб по благодарении Господнем».

Казалось бы, различие небольшое. Но исторически церковь видела в чуде насыщения 5 тысяч, и проповеди Христа, описанной после этого события — связь с Евхаристией.

Евхаристия – слово которое имеет тоже самое значение — «благодарение». В стихах Мф 26. 27, Мк 14. 23, Лк 22. 17 и 19. 1, Кор 11. 24 при описании этого таинства употребляется такое же терминологически точное сочетание — воздать хвалу или благодарить. Христос «возблагодарив» раздал хлеб ученикам, а ученики народу. Тоже самое образно происходит сегодня на вечере, когда Епископы и Пресвитеры возблагодарив преломляют и раздают хлеб.

Смысл слов имеет богословское значение, и мы видим, как переводчики исправили текст.

Поэтому манна всегда понималась Апостолами, и древней церковью  как прообраз хлеба на вечере, а Христос действительно в 6 главе Иоанна применяет этот образ ветхозаветней манны к хлебу который есть в евхаристии Он Сам .

Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий от него не умрет (Ин. 6, 49–50)