Изобретатель современной системы нотной записи — бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990−1050)
Неподалеку от Флоренции в монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.

Ноты Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota — знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву. Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это — первые слоги гимна. Иоанну Крестителю.

UT queant laxis

REsonare fibris

MIra gestorum

FAmuli tuorum

SOLve polluti

LAbii reatum

Sancte Ioannes

(В переводе с латинского: «Чтобы рабы твои голосами своими могли воспеть чудесные дела твои, очисти грех с наших порочных уст, о, Святой Иоанн»)

Спустя шесть веков UT заменили на DO, а ноты стали запоминать следующей мнемограммой:

Do – Dominus – Господь;

Re – rerum – материя;

Mi – miraculum – чудо;

Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;

Sol – solis – Солнце;

La – lactea via – Млечный путь;

Si – siderae – небеса.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам.  Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет — два года. Вот такая вот интересная история создания нот.