Проведя сравнительный анализ богословия братства МСЦ ЕХБ и богословия церкви первого тысячелетия и исторических церквей сегодня,  я попробовал отметить лишь некоторые, наиболее важные и яркие различия в вероучении .

Богословие церкви первого тысячелетия и исторических церквей (Православие, Католицизм, Старокатолицизм, частично Англикане и некоторые небольшие союзы.)

Братство Международного Совета Церквей Евангельских Христиан Баптистов

1) На чем основано вероучение

 Церкви первого тысячелетия и исторические церкви сегодня

А) Писание.

Б) Древние Символы Веры и Апостольские правила

В) Решения 7 вселенских соборов

Г) Учение раннехристианских авторов и отцов церкви

Братство МСЦ ЕХБ

А) Писание

Б) 5 соло реформации

В) 7 баптистских принципов.

Г) Учение основателей и служителей своих общин ( Г.К. Крючкова, Г.В. Костюченко, Антонюк Н.С. и т. д.)

2) Возрождение и момент, когда Дух Святой поселяется в сердце

 Церкви первого тысячелетия и исторические церкви сегодня

А) Считается что происходит в крещении

Братство МСЦ ЕХБ

А) Считается что происходит в покаянии

Вероучение МСЦ ЕХБ

Стр. 87  Раздел : ПОКАЯНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ

Дух Святой обличает человека в грехе и открывает ему благость Божью, побуждает его покаяться и обратиться к Богу (Иоан. 16, 8;

Д. Ап. 2, 31—38; Рим. 2, 4). Человек спасается (Д. Ап. 2, 40), если принимает обличение от Духа Святого, кается в грехах, обращается от мертвых дел к Богу и принимает Иисуса Христа Спасителем и Господом (Иоан. 1, 12; Д. Ап. 3, 19; 5, 31; Евр. 6, 1; 9, 14).
Покаяние и обращение включает в себя сокрушение о грехах (Пс. 37, 19; 2 Кор. 7, 10), исповедание грехов и оставление их (Притч. 28, 13; Лук. 18, 13—14; Д. Ап. 19, 18—19; 26, 20).

Следствием обращения и личного принятия Иисуса Христа Господом и Спасителем является прощение грехов (Д. Ап. 10, 42—43; 1 Иоан. 1, 9; Кол. 1, 13—14) и рождение от Духа Святого и Слова Божьего, без чего невозможно спастись и войти в Царство Божье (Иоан. 1, 12—13; 3, 5—6; Иак. 1, 18).

Через рождение свыше человек становится чадом Божьим, причастником Божеского естества и храмом Духа Святого (2 Петр. 1, 4; 1 Кор. 6, 19; Евр. 2, 14).
Признаки рождения свыше: (перечисляются признаки рождения свыше)

Стр.96 раздел 6. О ВОДНОМ КРЕЩЕНИИ

Мы веруем, что водное крещение по вере — это заповедь Иисуса Христа, а также свидетельство веры и послушания Господу (Марк.
16, 15—16; Д. Ап. 2: 38, 41). Это обещание Богу доброй совести (1 Петр. 3, 21). Преподается крещение рожденным свыше, охотно принявшим Слово Божье и Иисуса Христа как Спасителя и Господа
(Иоан. 1, 12; Д. Ап. 2, 41; 5, 31).

Вот как пишет один из основателей МСЦ ЕХБ Н.П.Храпов в своей книге :  «Дом Божий и служение в нем».

Раздел  4. Вера, покаяние, возрождение
Покаяние приносит самое драгоценное человеку возрождение. Возрождение — это начало святой жизни в неразрывном общении с Господом, это благословенное начало вечной жизни. С этого момента, человек становится: новой тварью, чадом Божиим, святым и искупленным запечатленным Духом Святым, Своим Богу, храмом Духа Святого, ветвью на Лозе.
Возрожденная душа верою в Господа Иисуса Христа побеждает грех и отвращается от злых желаний и дел мира. Она духовно ликует о спасении своем, пребывает постоянно в общении с Господом через молитву (личную и общественную). Чтение Слова Божия, а также с верующими в собраниях, беседах, участвуя в прославлении Господа пением, музыкой, добрыми делами, страданиями в гонениях, которые переносит с радостью, прощая и молясь за обижающих. Одновременно изучает права и обязанности члена церкви, приготовляя себя к крещению. Она является камнем, высеченным из скалы, место которого в доме Божьем. Поэтому прилагает все старание на то, чтобы через святое водное крещение быть членом Тела Иисуса Христа

5. Святое водное крещение и членство

Возрожденная душа, которой открылась необходимость водного крещения, взвесив все трудности и опасности христианского пути, решила идти по нему, заявляет служителям о добровольном желании вступить в Церковь. Такое заявление чаще и благословеннее всего делается в открытом собрании, а также и в личной беседе со служителем. Но не следует этого делать путем письменных заявлений, придавая этому святому акту человеческую формальность. Выраженное желание обсуждается на членском собрании. Церковь беседует, определяя ее возрождение, непринужденное искреннее желание к крещению и готовность следовать за Господом. В ее отсутствии Церковь выносит решение, которое, затем объявляется ей и подтверждается видимым знаком всего собрания. Этот акт является церковным испытанием.
Нельзя допустить в члены Церкви человека, у которого при испытании …нет ясного удостоверения в возрождении
Церковь со служителями должна подходить индивидуально к каждой такой душе и убедиться в возрождении её.
Крещение — это своего рода сочетание христианина с Телом Христа — Церковью. Исполнение этого святого установления, не возрожденными душами от Духа и Слова Божия будет только святотатством или формальностью.

3) Крещение 

 Церкви первого тысячелетия и исторические церкви сегодня

А) Считается священнодействием происходящим в момент крещения.

Б) В самом священнодействии крещении и происходит возрождение.

В) В крещении происходит присоединение ко вселенской церкви и поместной общине

Г) Если условно разделять путь спасения на 1. спасены, 2. спасаемся и 3. будем спасены, то считается что влияет на спасение — (1. спасены),  так как считается что в крещении и происходит возрождение и момент, когда Дух Святой поселяется в сердце человека.

Братство МСЦ ЕХБ

А) Не считается священнодействием, которое происходит в момент крещения.

Б) Понимается как символ, как свидетельство окружающим того, что произошло раньше: обращения, возрождения.

В) Заявление видимым образом перед всеми о вхождении в поместную общину, ко вселенской же церкви считается что присоединение произошло раньше при покаянии.

Г) Если условно разделять путь спасения на 1. спасены, 2. спасаемся и 3. будем спасены, то считается что не влияет на первый этап спасения -(1. спасены)  как понимала церковь первого тысячелетия и  исторические церкви сегодня. Так как считается что спасение (возрождение и момент принятия Духа Святого) произошло уже раньше при покаянии.

Вероучение МСЦ ЕХБ

Стр. 2 Рездел:  Членство в местной церкви
Условием для приобщения души к местной церкви является вера в Иисуса Христа, покаяние, возрождение и водное крещение (Д. Ап. 2, 38; 8, 37; 19, 2—5; Рим. 10, 9—10; 1 Тим. 6, 12).

Стр.96 раздел 6. О ВОДНОМ КРЕЩЕНИИ

Мы веруем, что водное крещение по вере — это заповедь Иисуса Христа, а также свидетельство веры и послушания Господу (Марк. 16, 15—16; Д. Ап. 2: 38, 41). Это обещание Богу доброй совести
(1 Петр. 3, 21). Преподается крещение рожденным свыше, охотно принявшим Слово Божье и Иисуса Христа как Спасителя и Господа (Иоан. 1, 12; Д. Ап. 2, 41; 5, 31).

4) Вечеря Господня

 Церкви первого тысячелетия и исторические церкви сегодня

А) Считается что во время молитвы епископа или священника, хлеб и вино на вечере становятся подлинными Телом и Кровью Христа

Б) Через вкушение происходит соединение со Христом и церковью всех времен и народов, живыми христианами, живущими по всему лицу земли и церкви, которая на небесах.

В) При вкушении даров, так как происходит соединении со Христом и церковью, происходит единение христиан.

Г) Из-за того, что считается важнейшим священнодействием,  совершается каждое воскресное богослужение.

Братство МСЦ ЕХБ

А) Хлеб и вино — это символы и вспоминание того, что произошло когда-то в Смерти Христа

Б) Заповедь Господня: повеление которое нужно исполнять

В) Символ единства христиан

Г) Ввиду того, что не считается важнейшим священнодействием как в исторических церквах, совершается примерно раз в месяц.

Вероучение МСЦ ЕХБ

Стр. 96-97 Раздел  7. О ВЕЧЕРЕ ГОСПОДНЕЙ

Мы веруем, что вечеря Господня (хлебопреломление) является заповедью Иисуса Христа для воспоминания и возвещения Его страданий и смерти на кресте (Матф. 26, 26—28) и должна совершаться до пришествия Его за Церковью (1 Кор. 11, 23—26).

Участвующие в вечере Господней свидетельствуют о своем единстве с Господом и друг с другом (1 Кор. 10, 16—17). Поэтому приобщаться к телу и Крови Иисуса Христа могут только возрожденные души, которые засвидетельствовали о своей смерти со Христом через водное крещение и находятся в мире с Господом и с церковью (1 Кор. 11, 27—29).
Хлеб и вино указывают на Тело и Кровь Иисуса Христа (1 Кор. 11, 23—25).

Книга Н.П. Храпов » Дом Божий и служение в нем».

Раздел: 13. Вопросы и ответы

Вопрос: Превращается ли при хлебопреломлении хлеб в Тело Христово, а вино в Кровь Его?
Ответ: Подобное учение, где бы оно и кем бы оно не распространялось, является еретическим заблуждением и в Церкви Христовой должно быть отвергнуто. Христос, взяв в руки хлеб и благословил (Лук.22:19-20). «…Всякий раз, когда вы едите хлеб и пьете чашу сию» (1Кор.11:26-27).

5) Рукоположение

 Церкви первого тысячелетия и исторические церкви сегодня

А) Важным и обязательным условием, считается что рукоположение может совершить только тот, кто в свою очередь был сам рукоположен, и так по цепочке до самих апостолов.

Б) Возложение рук при рукоположении это — священнодействие, таинство и Богом установленное в Писание обязательное действие, без него не произойдет поставление в служители.

В) Ведут списки рукоположенных от самих апостолов до наших дней

Г) Считается что при рукоположении подается особая благодать Духа Святого и дар для предстоящего служения. Качества же описанные в 1. Тим.3.7. Титу 6.9 только лишь критерии по которым можно предложить чью-либо кандидатуру.

Братство МСЦ ЕХБ

А) Не считается важным и обязательным условием что рукоположение может совершить только тот, кто в свою очередь был сам рукоположен, поэтому не является важным чтобы рукоположение восходило к апостолам.

Б) Ввиду понимания описанного в первом пункте, считается что возложение рук при рукоположении это — традиция, а не Богом установленное в Писание обязательное действие, оно не дает никакой особой благодати как понимают это в исторических церквах.

В) Ввиду не важности и обязательности первого пункта, не имеют и не ведут никаких списков рукоположенных от самих апостолов до наших дней

Г) Не считается что при рукоположении дается какая-то особая благодать и дар. Рукоположение это больше публичное свидетельство и признание церкви дара пасторства данного уже перед этим человеку (проявляющегося в качествах описанных в 1. Тим.3.7. Титу 6.9  (Подход как к крещению и вечере).

Василий Павлов к которому считается восходят 80 процентов всех рукоположений евангельских христиан и баптистов в России, пишет  в своей книге «Правда о баптистах»:

«Баптисты не утверждают, что они документально могут доказать непрерывное преемство своих общин по форме и названию, подобно другим церквам, возводящим свое преемство к временам апостольским. Такое притязание сделало бы их смешными, подобно некоторым другим церквам, заявляющим такую претензию.
Баптисты не придают значения тому, что известная церковь имеет непрерывное преемство от апостолов в рукоположении,  но тому, чтобы церковь была преемницей духа, учения и жизни апостолов. Важно не преемство, а обладание этими благами».

6) Отношение к истории церкви первого тысячелетия

 Церкви первого тысячелетия и исторические церкви сегодня

А)Учение раннехристианских авторов и отцов церкви считается верным учением  поэтому тщательно исследуется для применения в современной жизни общин.

Б) Ввиду первой причины, история ранней церкви и церкви первого тысячелетия считается примером для христиан современных общин, и всех времен

В) Высоко почитается как часть жизни и истории их церкви

Братство МСЦ ЕХБ

А) Ввиду отличия учения раннехристианских авторов, отцов церкви, и несоответствия его догматам церквей МСЦ ЕХБ, учение раннехристианских авторов и отцов церкви не считается верным учением, а больше  даже понимается как отступление церкви от истины. В общинах если и изучается история первого тысячелетия то не с таким подходом как в исторических церквах. Больше преподается история братства с 61 года или история церкви с 15 века от Мартина Лютера.

Б) Из-за предыдущего мнения, история ранней церкви и церкви первого тысячелетия не считается примером для христиан всех времен

В) Ввиду отличия и не несоответствия догматам церквей братства МСЦ ЕХБ, тщательно не исследуется для применения в жизни современных общин, а в некоторых случаях даже не рекомендуется и запрещается служителями.

Г) Не почитается как часть истории общин МСЦ ЕХБ как это делается в исторических церквах. Почитается история братства или история церкви с 15 века от Мартина Лютера.

7) Учение о спасении

 Церкви первого тысячелетия и исторические церкви сегодня

1)В результате чего стало возможно спасение:

А) Очень много говорится и проповедуется о боговоплощении и что именно Бог умер за людей, так как в результате только этого и могло произойти спасение человека. Поэтому учение о боговоплощении, почитается как «сердце» христианства.

Б) В результате первого понимания, очень хорошо разработано и считается важнейшим для понимания вопроса спасения, учение о боговоплощении.

Б) Считается что в результате того что Божественная природа Христа соединилась с человеческой и произошло исцеление человечества от греха. Искупление же человека жертвой Христа на Голгофе, была не по природе, а по необходимости.

2)Как происходит спасение

А) Делается ударение что спасение это жизнь христианина, который после покаяния, крещения и возрождения, удаляется от пороков и грехов и работает над собой чтобы преображаться в образ Христа (обожение).

В) Хорошо разработано учение об обожении. Почитается и тщательно исследуется на эту тему учение отцов церкви и современных авторов.

Братство МСЦ ЕХБ

1) В результате чего стало возможно спасение:

А) Очень много говорится о Голгофской жертве Христа, в результате чего считается и произошло спасение человека. При этом кто же умирал на кресте — именно Бог, или Сын Божий который все же как то по природе отличался от Бога мнения не всегда  однозначны.

Б) В результате первого понимания, слабо разработано учение о важности боговоплощении.

Б) Считается что в результате искупительной жертвы Христа произошло спасение.

2)Как происходит спасение

А) Делается ударение что спасение — это покаяние и новая жизнь которую нужно сохранить. Хотя в неопротестанских церквах и есть такое понятие как (освящение)  то есть, что  христианин после возрождения,  должен удалятся от пороков и грехов  и работать над собой чтобы преображаться в образ Христа, все же на это в отличии от исторических церквей, мало делается акцент на (Обожение).

В) Слабо разработано учение об обожении. В некоторых неопротестанских церквах понимается как ересь. Не почитается и тщательно не исследуется на эту тему учение отцов церкви и современных авторов.

8) Исповедь

 Церкви первого тысячелетия и исторические церкви сегодня

А) Считается особым священнодействием, которое на основании текстов Ин. 20:22-23Матф. 16.19 совершается только в присутствие служителя: пресвитера, епископа. Дьякон не может совершать исповедь.

Б) Считается что только служитель (пресвитера, епископа), который хотя и является только свидетелем, но властью, данной ему Богом при рукоположении на основании текстов Ин. 20:22-23Матф. 16.19 от имени Иисуса Христа молитвой отпускает грехи искренне раскаявшемуся.

Власть прощать грехи, согласно вероучению, была дана Иисусом Христом своим апостолам (а через них и Церкви в лице епископов): «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» Ин. 20:22-23.

В) Ввиду важности священнодействия исповеди, рекомендуется исповедоваться каждое воскресенье перед вечерей или хотя бы раз в месяц.

Братство МСЦ ЕХБ

А) Не считается особым священнодействием. Потому как на основании текста Иак. 5.16 считается что исповедоваться можно перед друг другом, то есть и перед просто христианами не рукоположенными на служение пресвитера, епископа.

Б) Не считается что пресвитер или епископ обладает какой-то особой властью провозглашать кающемуся отпущение грехов. Считается что исповедоваться перед служителем лучше потому, что тот, как более опытный христианин может дать хороший совет и понести рассказываемое в исповеди.

В) Ввиду понимания что исповедоваться можно друг перед другом, и отсутствия понимания что исповедь — это священнодействие которое совершается только в присутствии служителя, не считается что исповедоваться важно каждое воскресенье или хотя бы раз в месяц. Обычно советуют исповедоваться, когда будет желание или совершен особый грех (блуд, пьянство и т.д.) или когда особо мучает совесть.

9) Учение о церкви. Эклессиология.

 Церкви первого тысячелетия и исторические церкви сегодня
Для чего нужна церковь?
А) Церковь нужна для соединения со Христом при участии в священнодействиях которые могут совершать только законное руководство (епископы, пресвитеры, дьяконы) имеющее от Бога для этого власть, благодать Духа Святого и дар пасторства: Вечерю, исповедь, бракосочетание, молитву об исцелении с елеопомозанием. Через участие в этих священнодействиях происходит соединение и общение со Христом и в священнодействии вечери — единение с церковью.

 Учение о дисциплине в церкви:
Если согрешивший кается, оставляет грех ,  и не желает уйти из церкви то церковь не отлучает такого человека даже за такие грехи как блуд.
Служитель после исповеди может наложить епитимью — наказание для исправления и духовного выздоровления человека: отстранение на какое то время от вечери, посты, усилить молитву,  работы в церкви и так далее. На основании текстов Писания:

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Матф. 18.15-17

Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе 1 Кор. 5:11

Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. 2 Фес. 3 . 14

Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден Тит.3:10-11

Братство МСЦ ЕХБ

Для чего нужна церковь?

А) Церковь больше понимается что нужна для общения друг с другом, так как все священнодействия (ввиду не важности рукоположение от рукоположенного 5 пункт) можно в принципе совершать и самому. Грубо говоря: сам себя покрестил, сам себя причастил, сам себя рукоположил, сам себя исповедал, сам помолился об исцелении. В общинах же где установлена традиция (решением общины) что могут совершать эти священнодействия только рукоположенные ранее (Рукоположенные теми кто раньше не был рукоположен), может со временем нарушаться, так как люди узнав что это всего лишь традиция, могут поставлять себя сами в служители таким же образом как изначально поставляли предидущие «рукоположенные» пасторы общин.

Учение о дисциплине в церкви:

Если согрешивший кается, оставляет грех,  и не желает уйти из церкви то церковь за такие грехи как блуд, обязательно отлучает такого человека на основании текста:

Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть».  1Кор 6:16

 

10) Учение о последнем времени

 Церкви первого тысячелетия и исторические церкви сегодня

А)В абсолютном большинстве, понимается что учение о Тысячелетнем Царстве надо понимать  духовно, что оно уже наступило и мы сейчас живем в нем. (Амилленаризм)

Б) Тысячелетнее царство понимается как время, наступившее от момента смерти Христа на Голгофе. Сатана скован Христом на Голгофе, и теперь мы можем побеждать грех. Можем, наступая на всю силу вражью, распространять весть о Царстве Христа всем народам, тем кто раньше не имел свободы.

В) Жизнь в Тысячелетнем Царстве когда «волк будет жить вместе с ягненком» (Ис.11:6) сегодня происходит в церкви. Разбойники и страшные грешники (волки) придя ко Христу получают от Него новый нрав, и способны не обижать других пришедших к Господу христиан. Чистые (ягненок, вол) и нечистые животные (волк, лев) стали едины как образ евреев и язычников.

Братство МСЦ ЕХБ

А)В абсолютном большинстве, считается что Тысячелетнее Царство будет физическим и его действие будет происходить на земле. (посттрибулационизм, претрибулационизм)

Б)Понимается что физическое Тысячелетнее Царство наступит после второго (посттрибулационизм) или третьего пришествия Христа (претрибулационизм )

В)Жизнь в Тысячелетнем Царстве когда «волк будет жить вместе с ягненком» (Ис.11:6) будет физической на земле.

Вероучение МСЦ ЕХБ

Раздел 12. ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА

Мы веруем во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа (Д. Ап. 1, 11), которое включает в себя два события.
1. Восхищение Церкви, то есть воскресение умерших во Христе и изменение верных, оставшихся в живых. Это — невидимое для мира восхищение Церкви и встреча ее со Христом на облаках (1 Иоан. 3, 2; 1 Кор. 15, 52—57; Фил. 2, 16; 3, 20—21; 1 Фес. 4, 16—17; 5, 23). После восхищения спасенные предстанут перед судилищем Христовым (1 Петр. 5, 4; 1 Кор. 3, 14; 9, 24—25; 2 Кор. 5, 10; 2 Тим. 4, 7—8).
2. Пришествие Иисуса Христа в силе и славе в день Господень (Матф. 24, 27; 25, 31; 26, 64; 1 Фес. 1, 10; 2 Фес. 1, 7; Откр. 1, 7; 19, 11).
Это открытое, видимое пришествие Христа ознаменуется судом над человечеством, после чего наступит тысячелетнее царство (Откр.20, 1—6). Через тысячу лет воскреснут и неправедные. Они предстанут перед белым престолом на суд (Откр. 20, 11—15). Затем наступит вечность.

 

Таблица

Вероучение МСЦ ЕХБ http://www.smilesaroundus.com/uploads/3/4/5/5/34551618/triada.pdf

Книга Н.П. Храпов » Дом Божий и служение в нем». http://www.blagovestnik.org/books/00280.htm