Нам порою кажется что христианство и христианство — все примерно одинаковые. Однако важно понимать что исторические церкви: Католицизм, Православие, Старокатолицизм, частично Англикане

и неопротестантизм: Русский Баптизм (Английский вполне нельзя назвать неопротестантизмом так как возник в 16-17 веке, но тоже имеет одинаковое вероучение), Пятидесятники, Харизматы, Евангелисты, Адвентисты седьмого дня (я не рассматриваю протестантов первой волны Лютеран, Реформатов ) — имеют во многих важных догматах, два совершенно разных взгляда на учение Писания и церкви.

Я попробовал отметить лишь некоторые, наиболее важные и яркие различия в вероучении этих двух противоположных направлений христианства.

 Исторические церкви:

Католицизм, Православие, Старокатолицизм, частично Англикане и некоторые небольшие союзы.

 Неопротестантизм:

Русский Баптизм, Пятидесятники, Харизматы, Евангелисты, Адвентисты седьмого дня

1) Вероучение

 Исторические церкви

А) Писание.

Б) Древние Символы Веры и Апостольские правила

В) Решения 7 вселенских соборов

Г) Учение раннехристианских авторов и отцов церкви

 Неопротестантизм

А) Писание

Б) 5 соло реформации

В) 7 баптистских принципов.

Г) Учение основателей и пасторов своих общин

2) Возрождение и момент, когда Дух Святой поселяется в сердце

 Исторические церкви

А) Считается что происходит в крещении

 Неопротестантизм

А) Считается что происходит в покаянии

Б) В харизматических или пятидесятнических церквах, встречается еще мнение (его исповедуют не все, но все же оно встречается) что происходит при получении дара говорения на иных языках, так называемом «Крещении Духом».

 

3) Крещение 

Исторические церкви

А) Считается священнодействием происходящим в момент крещения.

Б) В самом священнодействии крещении и происходит возрождение.

В) В крещении происходит присоединение ко вселенской церкви и поместной общине

Г) Если условно разделять путь спасения на 1. спасены, 2. спасаемся и 3. будем спасены, то считается что влияет на спасение — (1. спасены),  так как считается что в крещении и происходит возрождение и момент, когда Дух Святой поселяется в сердце человека.

Неопротестантизм

А) Не считается священнодействием, которое происходит в момент крещения.

Б) Понимается как символ, как свидетельство окружающим того, что произошло раньше: обращения, возрождения.

В) Заявление видимым образом перед всеми о вхождении в поместную общину, ко вселенской же церкви считается что присоединение произошло раньше при покаянии.

Г) Если условно разделять путь спасения на 1. спасены, 2. спасаемся и 3. будем спасены, то считается что не влияет на первый этап спасения -(1. спасены)  как понимают исторические церкви. Так как считается что спасение (возрождение и момент принятия Духа Святого) произошло уже раньше при покаянии

.

4) Вечеря Господня

Исторические церкви

А) Считается что во время молитвы епископа или священника, хлеб и вино на вечере становятся подлинными Телом и Кровью Христа

Б) Через вкушение происходит соединение со Христом и церковью всех времен и народов, живыми христианами, живущими по всему лицу земли и церкви, которая на небесах.

В) При вкушении даров, так как происходит соединении со Христом и церковью, происходит единение христиан.

Г) Из-за того, что считается важнейшим священнодействием,  совершается каждое воскресное богослужение.

Неопротестантизм

А) Хлеб и вино — это символы и вспоминание того, что произошло когда-то в Смерти Христа

Б) Заповедь Господня: повеление которое нужно исполнять

В) Символ единства христиан

Г) Ввиду того, что не считается важнейшим священнодействием как в исторических церквах, совершается примерно раз в месяц.

5) Рукоположение

Исторические церкви

А) Важным и обязательным условием, считается что рукоположение может совершить только тот, кто в свою очередь был сам рукоположен, и так по цепочке до самих апостолов.

Б) Возложение рук при рукоположении это — священнодействие, таинство и Богом установленное в Писание обязательное действие, без него не произойдет поставление в служители.

В) Ведут списки рукоположенных от самих апостолов до наших дней

Г) Считается что при рукоположении подается особая благодать Духа Святого и дар для предстоящего служения. Качества же описанные в 1. Тим.3.7. Титу 6.9 только лишь критерии по которым можно предложить чью-либо кандидатуру.

Неопротестантизм

А) Не считается важным и обязательным условием что рукоположение может совершить только тот, кто в свою очередь был сам рукоположен, поэтому не является важным чтобы рукоположение восходило к апостолам.

Б) Ввиду понимания описанного в первом пункте, считается что возложение рук при рукоположении это — традиция, а не Богом установленное в Писание обязательное действие, оно не дает никакой особой благодати как понимают это в исторических церквах.

В) Ввиду не важности и обязательности первого пункта, не имеют и не ведут никаких списков рукоположенных от самих апостолов до наших дней

Г) Не считается что при рукоположении дается какая-то особая благодать и дар. Рукоположение это больше публичное свидетельство и признание церкви дара пасторства данного уже перед этим человеку (проявляющегося в качествах описанных в 1. Тим.3.7. Титу 6.9  (Подход как к крещению и вечере).

 

6) Отношение к истории церкви первого тысячелетия

Исторические церкви

А)Учение раннехристианских авторов и отцов церкви считается верным учением  поэтому тщательно исследуется для применения в современной жизни общин.

Б) Ввиду первой причины, история ранней церкви и церкви первого тысячелетия считается примером для христиан современных общин, и всех времен

В) Высоко почитается как часть жизни и истории их церкви

Неопротестантизм

А) Ввиду отличия учения отцов церкви, и несоответствия его догматам их церквей, учение раннехристианских авторов и отцов церкви не считается верным учением, а больше  понимается как отступление церкви от истины. В общинах если и изучается история первого тысячелетия то не с таким подходом как в исторических церквах. Больше преподается история своей конфессии или история церкви с 15 века от Мартина Лютера.

Б) Из-за предыдущего мнения, история ранней церкви и церкви первого тысячелетия не считается примером для христиан всех времен

В) Ввиду отличия и не несоответствия догматам неопротестанских церквей, тщательно не исследуется для применения в жизни современных общин, а в некоторых случаях даже не рекомендуется и запрещается пасторами.

Г) Не почитается как часть истории их церкви как это делается в исторических церквах. Почитается история своей конфессии или история церкви с 15 века от Мартина Лютера.

7) Учение о спасении

Исторические церкви

1)В результате чего стало возможно спасение:

А) Очень много говорится и проповедуется о боговоплощении и что именно Бог умер за людей, так как в результате только этого и могло произойти спасение человека. Поэтому учение о боговоплощении, почитается как «сердце» христианства.

Б) В результате первого понимания, очень хорошо разработано и считается важнейшим для понимания вопроса спасения, учение о боговоплощении.

Б) Считается что в результате того что Божественная природа Христа соединилась с человеческой и произошло исцеление человечества от греха. Искупление же человека жертвой Христа на Голгофе, была не по природе, а по необходимости.

2)Как происходит спасение

А) Делается ударение что спасение это жизнь христианина, который после покаяния, крещения и возрождения, удаляется от пороков и грехов и работает над собой чтобы преображаться в образ Христа (обожение).

В) Хорошо разработано учение об обожении. Почитается и тщательно исследуется на эту тему учение отцов церкви и современных авторов.

Неопротестантизм

1) В результате чего стало возможно спасение:

А) Очень много говорится о Голгофской жертве Христа, в результате чего считается и произошло спасение человека. При этом кто же умирал на кресте — именно Бог, или Сын Божий который все же как то по природе отличался от Бога, или даже в ряде некоторых общин Сын Божий в том смысле как и мы люди сыны Божьи, мнения не всегда  однозначны.

Б) В результате первого понимания, слабо разработано учение о важности боговоплощении.

Б) Считается что в результате искупительной жертвы Христа произошло спасение.

2)Как происходит спасение

А) Делается ударение что спасение — это покаяние и новая жизнь которую нужно сохранить. Хотя в неопротестанских церквах и есть такое понятие как (освящение)  то есть, что  христианин после возрождения,  должен удалятся от пороков и грехов  и работать над собой чтобы преображаться в образ Христа, все же на это в отличии от исторических церквей, мало делается акцент.

В) Слабо разработано учение об обожении. В некоторых неопротестанских церквах понимается как ересь. Не почитается и тщательно не исследуется на эту тему учение отцов церкви и современных авторов.

8) Исповедь

Исторические церкви

А) Считается особым священнодействием, которое на основании текстов Ин. 20:22-23, Матф. 16.19 совершается только в присутствие служителя: пресвитера, епископа. Дьякон не может совершать исповедь.

Б) Считается что только служитель (пресвитера, епископа), который хотя и является только свидетелем, но властью, данной ему Богом при рукоположении на основании текстов Ин. 20:22-23, Матф. 16.19 от имени Иисуса Христа молитвой отпускает грехи искренне раскаявшемуся.

Власть прощать грехи, согласно вероучению, была дана Иисусом Христом своим апостолам (а через них и Церкви в лице епископов): «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» Ин. 20:22-23.

В) Ввиду важности священнодействия исповеди, рекомендуется исповедоваться каждое воскресенье перед вечерей или хотя бы раз в месяц.

Неопротестантизм

А) Не считается особым священнодействием. Потому как на основании текста Иак. 5.16 считается что исповедоваться можно перед друг другом, то есть и перед просто христианами не рукоположенными на служение пресвитера, епископа.

Б) Не считается что пресвитер или епископ обладает какой-то особой властью провозглашать кающемуся отпущение грехов. Считается что исповедоваться перед служителем лучше потому, что тот, как более опытный христианин может дать хороший совет и понести рассказываемое в исповеди.

В) Ввиду понимания что исповедоваться можно друг перед другом, и отсутствия понимания что исповедь — это священнодействие которое совершается только в присутствии служителя, не считается что исповедоваться важно каждое воскресенье или хотя бы раз в месяц. Обычно советуют исповедоваться, когда будет желание или совершен особый грех (блуд, пьянство и т.д.) или когда особо мучает совесть.

 

9) Учение о церкви. Эклессиология.

Исторические церкви
Для чего нужна церковь?
А) Церковь нужна для соединения со Христом при участии в священнодействиях которые могут совершать только законное руководство (епископы, пресвитеры, дьяконы) имеющее от Бога для этого власть, благодать Духа Святого и дар пасторства: Вечерю, исповедь, бракосочетание, молитву об исцелении с елеопомозанием. Через участие в этих священнодействиях происходит соединение и общение со Христом и в священнодействии вечери — единение с церковью.

Неопротестантизм

9)Учение о церкви. Эклессиология.
Для чего нужна церковь?
А) Церковь больше понимается что нужна для общения друг с другом, так как все священнодействия (ввиду не важности рукоположение от рукоположенного 5 пункт) можно в принципе совершать и самому. Грубо говоря: сам себя покрестил, сам себя причастил, сам себя рукоположил, сам себя исповедал, сам помолился об исцелении. В общинах же где установлена традиция (решением общины) что могут совершать эти священнодействия только рукоположенные ранее (Рукоположенные теми кто раньше не был рукоположен), может со временем нарушаться, так как люди узнав что это всего лишь традиция, могут поставлять себя сами в служители таким же образом как изначально поставляли предидущие «рукоположенные» пасторы общин.

10) Учение о последнем времени

Исторические церкви

А)В абсолютном большинстве , понимается что учение о Тысячелетнем Царстве надо понимать  духовно, что оно уже наступило и мы сейчас живем в нем. (Амилленаризм)

Б) Тысячелетнее царство понимается как время, наступившее от момента смерти Христа на Голгофе. Сатана скован Христом на Голгофе, и теперь мы можем побеждать грех. Можем, наступая на всю силу вражью, распространять весть о Царстве Христа всем народам, тем кто раньше не имел свободы.

В) Жизнь в Тысячелетнем Царстве когда «волк будет жить вместе с ягненком» (Ис.11:6) сегодня происходит в церкви. Разбойники и страшные грешники (волки) придя ко Христу получают от Него новый нрав, и способны не обижать других пришедших к Господу христиан. Чистые (ягненок, вол) и нечистые животные (волк, лев) стали едины как образ евреев и язычников.

Неопротестантизм

А)В абсолютном большинстве, считается что Тысячелетнее Царство будет физическим и его действие будет происходить на земле. (посттрибулационизм, претрибулационизм)

Б)Понимается что физическое Тысячелетнее Царство наступит после второго (посттрибулационизм) или третьего пришествия Христа (претрибулационизм )

В)Жизнь в Тысячелетнем Царстве когда «волк будет жить вместе с ягненком» (Ис.11:6) будет физической на земле.

 

Ссылки на источники:

Вероучение исторических общин

Вероучение православия:

Основы православия: https://www.sdhram.ru/article/fundamentals_of_orthodox_faith/1663/

Митрополит Иларион (Алфеев) Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/tainstvo-very-vvedenie-v-pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie/

Протоиерей Олег Давыденков .Догматическое богословие: https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/

Вероучение католических общин.

Катехизис Католической церкви: http://ccconline.ru/

Вероучение старокатолических общин:

Исповедание веры старокатолической провинции Св. Михаила Архангела: https://www.luther.ru/oldcatholic

 

Вероучение неопротестанских общин

Вероучение МСЦ ЕХБ http://www.smilesaroundus.com/uploads/3/4/5/5/34551618/triada.pdf

Вероучение РСЕХБ https://baptist.org.ru/faith/verouchenie

Вероучения РОСХВЕ https://www.cef.ru/documents/docitem/article/1378304.  или вот сдесь: http://www.dommilosti.ru/law_p_4.html

Вероучение ЕХМС ссылка: https://exmc.ru/o-soyuze/simvol-very-i-verouchenie/

Вероучение Адвентистов Седьмого дня https://adventisty.ru/church/

Вероучение Новое Поколение: http://www.ngrussia.com/cerkov/osnovy-veroucheniya/osnovy-veroucheniya

Вероучение церкви Слово Благодати: https://www.slovo.org/ru/o-nas/o-tserkvi/verouchenie-tserkvi